Помогаю решить внутренние конфликты (konst_kuzmin) wrote,
Помогаю решить внутренние конфликты
konst_kuzmin

«Не Живи» или «Я могу жить пока …»

Запись опубликована kuzmin.kiev.ua. Пожалуйста оставляйте свои комментарии тут.

К этой теме обычно приходим с клиентами, начиная с почти любого запроса на внутренние изменения. 

Почему так происходит? Давайте подставим после слово "пока" например "не выражаю свои желания". Получается "Я могу жить пока не выражаю свои желания". И представим, что запрос клиента для его решения требует начать выражать свои желания.

В такой сцепке начало выражения желаний означает то, что запускается самоуничтожительная программа. Интуиция клиента это знает и поэтому не позволит запустить эту программу. А значит, не позволит начать выражать желания.

Поэтому первой целью будет изменить эту установку на то, что я могу жить всегда, при любых условиях. И вообще, я для себя – самый важный человек. И это всегда!

В общем то именно такая установка естественна и она есть, по-умолчанию, если не произошло нечто в детстве. Что могло произойти в детстве, чтобы эта установка перестала быть безусловной и появилось "только пока …" отлично показано в книге "ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ: как мы пишем историю своей жизни" Йен Стюарт, Вэнн Джойнс (Ian Stewart, Vann Joines. TA Today (Part IV) Lifespace Publishing. Nottingham and Chappel Hill, 1987) 

фрагмент из которой ниже

Не Живи (Не Существуй)

Если вы подумывали когда-нибудь о самоубийстве, то скорее всего ваши сценарные послания включают в себя этот запрет на существование. Это вероятно и в том случае, если вы когда-либо ощущали себя никчемным, бесполезным или недостойным любви существом.

Возможно, вы припоминаете, как кто-то из родителей когда-то говорил вам нечто вроде "я убью тебя за это!" или "лучше б ты на свет не появлялся!" Воспоминание о таких вербальных посланиях может служить подтверждением присутствия в вас данного запрета, однако основное его содержание было усвоено благодаря невербальными сигналами в более раннем возрасте.

Зачем родители запрещают жить собственному ребенку? Как правило, это происходит потому, что родитель в состоянии Ребенка чувствует, что ребенок чем-то обделяет его или угрожает ему. Предположим, молодой человек женился и стал отцом. Видя, что жена отдает большую часть сил и внимания новорожденному, отец может оказаться заброшенным резинкой в детство. Не подозревая об этом, он вновь испытывает то, что испытывал в возрасте двух лет, когда в семье появился новый ребенок. В двухлетнем возрасте он очень боялся, что ему больше никогда не будут уделять достаточно внимания. Как он мог вернуть себе Мамину любовь? По-видимому, единственно возможный шанс для себя он усматривал в смерти младенца. Теперь, будучи взрослым, он может невербально проявлять те же убийственные тенденции по отношению к собственному ребенку.

Или, скажем, у женщины уже есть несколько детей и больше иметь их она не хочет. Под давлением семьи или "случайно" она все же рожает еще одного. Ее внутренний Ребенок кричит: "Нет! Больше не надо! Хочу, чтобы теперь уделяли внимание моим нуждам!" Скорее всего она будет подавлять гнев своего Ребенка, не признаваясь в ней даже самой себе. Тем не менее, она сообщает младенцу о своем неприятии окольными путями. Возможно, она делает все необходимое для удовлетворения его физических нужд, но никогда ему не улыбается и редко с ним разговаривает.

В случаях, когда родитель оскорбляет ребенка или бьет его, послание "не живи" передается открыто.

При анализе сценария запрет на жизнь обнаруживается довольно часто. Учитывая его возможные смертельные последствия, это может показаться странным. Но вспомним, что младенец легко усматривает угрозу смерти и в тех поведенческих проявлениях родителей или внешних событиях, которые взрослому представляются совершенно безобидными. Вспомним также, что малое дитя может путать действия с побуждениями к действию. Скажем, желая смерти своему брату, ребенок решил: "Я убийца и заслуживаю смерти". То есть наложил на себя данный запрет сам.

То же может произойти, если мать неявно сообщит ребенку: "Своим рождением ты причинил мне ужасную рану". (Берн называл это "Сценарием с Разорванной Мамой".) В результате ребенок может решить: "Я покалечил или даже убил Маму тем, что родился. Следовательно, я представляю опасность для людей, так как могу покалечить или убить их уже одним своим присутствием. Значит, я сам заслуживаю того, чтобы меня покалечили или убили".

Ребенок может слышать от родителей и такие высказывания: "Если бы не ты, я мог бы закончить институт, отправиться путешествовать, выйти замуж за приличного человека…"

Поскольку запрет на жизнь налагается сплошь и рядом, почему большинство людей не кончают жизнь самоубийством? К счастью, люди в высшей степени изобретательны по части поводов остаться в живых. Ребенок, который несет в себе запрет на жизнь, как правило очень рано принимает компромиссные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Это решения типа: "Я вполне могу жить и дальше до тех пор, пока…" Многоточие может быть заполнено чем угодно, например: "… буду много работать" или "… не буду сближаться с людьми". Более подробно мы рассмотрим компромиссные решения в конце главы.

Tags: Психология-Разное
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author