Помогаю решить внутренние конфликты (konst_kuzmin) wrote,
Помогаю решить внутренние конфликты
konst_kuzmin

Диплом ВУЗа о высшем психологическом образовании: почему этого недостаточно и зачем он нужен.

Здесь речь идет о специалисте, получившем высшее психологическое образование в ВУЗе и у кого кроме вузовского образования больше никакого образования не было.

Что это за специалист? Чему и у кого он учился 5 лет по 20-40 часов в неделю?


Основной критерий ВУЗа – наличие профессоров, докторов наук и доцентов, кандидатов наук. А кто такие кандидаты и доктора психологии? Это люди защитившие диссертацию. То есть провели некоторые исследования, и описали их результаты. По сути, это люди науки, нацеленные на открытие новых законов и закономерностей. Аналогично и учат они тому, как открывать закономерности, а так же пересказывают уже открытые закономерности. При чем, открытые закономерности признанных классиков психологии могут противоречить друг другу или описываться настолько разным терминологическим языком, что их затруднительно увязать в одну систему.


Формат обучения примерно такой же как в школе: сначала лекции, зубрежка, потом проверка того, что вызубрили на семинарах, колоквиумах, зачетах, экзаменах, тестах. Кроме школы еще есть подготовка рефератов. В лучшем случае это рефераты-конспекты, где сжато изложены положения из нескольких источников и написан какой то вывод.


Объем того что учится достаточно большой. При этом все разделено на отдельные предметы никак не увязанные в единое целое. Естественно, что и при преподавании и экзаменировании накладывается личность преподавателя. И то, что читается одним преподавателем, может абсолютно противоречить тому, что говорит другой. Как и в школе, преподавание идет чаще в авторитарном типе. Есть два мнения: преподавателя и неправильное. А как увязать 2 взаимоисключающих мнения разных авторитарных преподавателей по разным предметам — остается на совести студента.


Аналогично диссертациям по психологии и дипломная работа в ВУЗе – проведение исследования с соблюдением правил науки. Основной критерий: научная новизна и правильность описания, а основной метод анализа результатов исследования: математический и статистический; то есть: тесты, опросники. По сути, готовят не специалистов, которые смогут эффективно помогать клиентам, а ученых, которые будут уметь открывать новые закономерности. А если те без дополнительного образования пытаются начинать работать с клиентами, то получаются авторитарные, часто с устаревшими и противоречивыми взглядами консультанты, которые часто используют тесты, опросники. Много внимания обсуждают норме и отклонению от нормы. При чем, как будто не понимают, что норма это усредненная среднестатистическая величина, которой удобно пользоваться при выборке большого числа людей. А при работе с одним человеком – это весьма сомнительный инструмент. Ну какая разница, что клиент попадает в результаты, которые есть только у 3-7% опрошенных!? Не означает же это, что теперь его нужно изменить или помочь ему измениться, чтобы он попал в средину статистической нормы: стал таким же как подавляющее большинство.


При этом естественно многими преподавателями указывается на то, что такого образования достаточно для психологической практики.

Лично я очень скептически отношусь к такому образованию. Высшее психологическое образование в Украине один из двух вариантов для того, чтобы практика психолога была законной. Это объясняет необходимость такого образования. Поэтому самому пришлось получить такое образование в порядке второго высшего в вечерней форме.


Есть такой феномен: все самое прогрессивное и новое либо пишется на английском языке, либо в первую очередь переводится на английский. Банально потому, что англоязычной аудитории в мире больше, чем любого другого языка: коммерчески выгодней издавать книги, журналы, которые может прочесть, а значит и купить больше людей. На русский язык массово переведены работы 50-100 летней давности. Вероятно, и наше отношение к авторскому праву влияет на это. По моему убеждению, прежде чем самостоятельно заниматься открытиями, важно изучить, что есть на эту тему в мире. И прежде всего на английском языке. А иначе получается повторное изобретение велосипеда.


Дипломированные психологи – наверное, самая массовая категория на постсоветском пространстве.


Если говорить о первом высшем образовании. На это влияет и семидесятилетняя пропаганда высшего образования советского периода нашей истории и то, что при поступлении не нужно сдавать экзаменов по точным наукам. И то, что у нас настолько массовое высшее образование, что быть без образования может или кто-то явно протестующий против общества, или неспособный выдержать те ритуалы, которые нужно пройти во время поступления и учебы в ВУЗе. На психологию же идут часто «для того, чтобы разобраться в себе» и для того чтобы «научиться манипулировать на другими». А там их ждет разочарование. Этому не учат. Учат исследовать и открывать общенаучные психологические закономерности. А уже открытые описывают так бессистемно, запутанно и сложным языком, что применять это на практике самостоятельно крайне затруднительно.


По моему впечатлению, именно такие психологи ввиду своей массовости создают негативный имидж профессии. Они могут ругать тех, кто консультирует, не имея психологического образования. Однако, само это образование им в работе с клиентами не дает никакого преимущества, так как это образование не про консультирование, а про научную деятельность.


Еще юридическим основанием для работы психолога может быть медицинское образование. Врач-психотерапевт, врач-психолог (кажется, только на Украине последний есть). Лично, с подобными специалистами не сталкивался. Поэтому мне трудно судить. Сам факт того, что они, как и все врачи, учатся лет по 8-10 в том числе и последние года работают под руководством уже состоявшихся врачей, как и то, что они учатся исключительно на дневной форме обучения вызывает уважение.


Еще можно упомянуть о психиатрах. Это всегда врач-психиатр. Медицинское образование и основная деятельность – назначение фармакологических препаратов. При этом важно понимать, что чаще всего такие препараты помогают снять обострение и какое-то время прожить до следующего обострения. Иногда, так можно и всю жизнь прожить, иногда получив инвалидность. Вроде того, как люди с сахарным диабетом всю жизнь могут принимать инсулин. А долгосрочный устойчивый и самоподдерживающийся позитивный эффект обычно достигается психотерапией. В острых случаях бывает одновременная работа одного клиента и с психиатром и с психотерапевтом или психологом-консультантом.


Мне кажется, что всегда сильно различается, когда высшее психологическое образование — первое и единственное и когда в зрелом возрасте получается как второе высшее. А из дающих разрешение официально практиковать, только психологическое образование реально получить в заочной или вечерней форме.


О том, что было бы хорошо для эффективной работы — напишу немного позже.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments